Храм Покрова
Пресвятой Богородицы
Насколько нам известно, впервые Слобода Озерицкая упоминается в архивных документах в 1631 году, хотя совершенно ясно, что она существовала и до этого времени. В XVII веке где-то неподалеку от нее располагался сенокос, принадлежавший униатскому митрополичьему дому. В 1631 году этот сенокос был захвачен подданными гетмана Великого Княжества Литовского князя Христофора Радзивилла, которые выезжали на свой разбой из «Озерицкой Слободы Смолевичского двора». Трудно сказать, действовала ли уже тогда в Слободе церковь, но в соседних Смолевичах храм существовал определенно. Назывался он Свято-Николаевским и был построен в 1508 году на средства князя Константина Ивановича Острожского, известного покровителя веры в Западно-Русских землях.
В 1745 году Смолевичский храм был отнят на унию. Позднее, с упразднением унии в 1839 году, он вновь стал православным. С давних пор за этим храмом числилось несколько приписных церквей, которые украшали собой селения, сохранившиеся до сих пор: Замчище, Динаровку, Подыгрушье, Домашаны, Плису, Заболотье. В трех послених селениях эти церкви действуют и сегодня. Небольшая кладбищенская церковь Покрова Божьей Матери имелась также и в Слободе Озерицкой. Была она деревянной, скромных размеров, с одним куполом посередине. Если верить данным «Клировых ведомостей» середины XIX столетия, можно сказать, что возвели эту церковь в 1772 году стараниями прихожан.
Прискорбный случай в ее истории произошел с 5-го на 6-е апреля 1860 года, когда церковь обворовал беглый рядовой Евфим Липатов. Им были взяты деньги из кружки в размере одного рубля 58 копеек и 6 фунтов восковых свечей. Больше взять было нечего. Утвари в церкви не было никакой. Служившие в ней от случая к случаю священники привозили с собой все необходимое из Смолевич. Поэтому грабитель (вскоре, кстати, пойманный) остался ни с чем.
Из-за ветхого состояния во второй половине XIX столетия церковь в Слободе часто ремонтировалась, подновлялась. Хотя богослужения совершались в ней довольно редко, местные жители старались поддерживать ее как могли. Особенно много богомольцев собиралось в церкви в день празднования Покрова Божьей Матери. За XIX век население Слободы-Озерицкой увеличилось более, чем в два раза. Если в начале XIX столетия в ней насчитывалось 50 дворов, то в начале ХХ их было уже 107. По сведениям за 1910 год, в Слободе проживало 428 мужчин и 425 женщин. Такой рост населения способствовал вскоре выделению Слободы-Озерицкой в самостоятельный приход.
Насколько нам известно, первым настоятелем Свято-Покровской церкви в Слободе-Озерицкой стал протоиерей Василий Измайлов, о котором хотелось бы сказать несколько подробнее.
Отец Василий Измайлов родился 4 июня 1885 года в городе Вышний Волочёк Тверской губернии центральной России. Он окончил Тверскую Духовную Семинарию, а затем – Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Первым местом его службы было Паричское женское Св. Марии Магдалины училище духовного ведомства.
С 1910 по 1914 гг. в Паричском училище Василий Васильевич Измайлов был преподавателем словесности и дидактики. В эти годы молодой Василий Измайлов женился на Евгении Николаевне (фамилия неизвестна). У четы родилось два сына: в 1912 году — Николай, а в 1914 году — Василий.
7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) обратился к Учебному комитету с просьбой перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную Семинарию, считая, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику.
В 1914 г. Василий Измайлов рукоположен в сан священника.
А с 15 января 1915 г. являлся преподавателем предметов основного, догматического и нравственного богословия в Минской Духовной Семинарии. В 1918 г. Минская Духовная Семинария закрывается. После этого (примерно) с 1920 по 1927 годы отец Василий служил в Слободе-Озерицкой. На совсем непродолжительное время в начале 1927 года он становится настоятелем Свято-Воскресенского собора г. Борисова.
Там его арестовали за то, что он с помощью прихожан старался защитить собор от обновленцев. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ от 26 августа 1927 года прот. Василий Измайлов был приговорен к заключению на три года в Соловецком концлагере особого назначения, где содержались в основном представители духовенства.
При неясных обстоятельствах на Соловках он умер (а может быть и был расстрелян) на Соловках 22 февраля 1930 года.
28 октября 1999 года постановлением Священного Синода Белорусского Экзархата протоиерей Василий Измайлов канонизирован в лике святых, как Священномученик Василий (Измайлов), войдя в сонм новомученников и исповедников за веру православную, пострадавших в ХХ веке.
Священномученик Василий Измайлов (дополнение к биографии).
Ссылка на оригинал статьи.Священномученик Василий Измайлов окончил свой земной путь далеко от своего первого и последнего прихода Покровского храма села Озерицкой Слободы на Соловках в 1930 году. Отец Василий до своего ареста прослужил священником не более 7 лет. Однако он, имея не большой пастырский опыт, остался верным Христу и Церкви даже пережив страшные пытки над ним и его семьёй.
Родился Василий в семье жителя города Вышний Волочек Тверской губернии Измайлова Василия в 1885 году 4 июня. О детстве и отрочестве Василия ничего не известно. В 1899 году Измайлов Василий, «принятый по экзамену», поступил в 1 класс Минской духовной семинарии[1]. Учился Василий Васильевич отлично: никогда не был в списках переэкзаменовщиков, только один курс (5-ый – 1903 год) окончил во втором разряде[2]. В 1905 году он выпустился из семинарии в первом разряде[3].
В 1905 году он сразу поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В академии он проучился до 1909 года, а не 10-ого. Но, видимо, написание научной работы заняло больше времени, так что он защитил свой диплом и получил звание кандидата богословия только 1 сентября 1910 года.
24 марта 1911 года Измайлов был назначен указом обер-прокурора «на должность преподавателя теории словесности с историей русской литературы и дидактики» в Паричское женское училище духовного ведомства[4]. Именно в этот период Василий Васильевич познакомился со своей будущей супругой Марцинкевич Евгенией Николаевной, которая родила ему двух сыновей: в 1912 – Николая, в 1914 – Василия[5].
15 января в 1914 году Измайлова Василия указом все того же обер-прокурора определили на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия в Минскую духовную семинарию[6]. В семинарии он проработал педагогом до её закрытия в 1918 году.
Хотел ли Василий Васильевич, кандидат наук, преподаватель семинарии, у которого уже сложилась карьера учёного-педагога, стать священником? Сложно ответить однозначно. Однако то, что он не после семинарии, не после академии не принял сан, сам этот факт можно понимать и как его гипотетическое не стремление стать священнослужителем. Но во всем этом удивляет другое: факт принятия им сана в самый острый момент истории церкви, когда гонение на священнослужителей набирало свои обороты и Василий Измайлов, кандидат богословия не мог этого не понимать. Когда именно Измайлов Василий был рукоположен не известно. К 1920 году он уже священник храма Покрова в селе Озерицкая Слобода. В 1927 – стихия ненависти к вере его перекинула в Борисов, где отец Василий пробыл всего пару месяцев в соборе Воскресения. После чего его 2 июня того же года арестовали[7]. 26 августа 1927 года его приговорили к трём годам концлагеря на Соловках. Мы можем представить отчасти какие испытания выпали на долю мученика Христова из письма его супруги от 15 июня 1918 года на адрес «Общества помощи политическим заключённым»: «Мужа моего Василия Васильевича Измайлова, священника города Борисова сослали на три года в концлагерь в Соловки. В настоящее время он находится в больнице пересыльного пункта станции Кемь Мурманской железной дороги, УСЛОН, разбитый суставным ревматизмом, который у него повторяется уже третий раз. Не говоря уже о тех страданиях, которые он переносит, благодаря болезни у него случилась ещё другая беда: в то время, когда он был кладовщиком на 201 пикете Кемско-Ухтинского тракта, у него из кладовой украли 75 рублей товару, взята расписка, что он обязуется выплачивать ежемесячно 5 рублей в погашении этих 75 рублей.
Будьте добры, походатайствуйте об освобождении моего мужа от погашения этих 75 рублей, потому что я, хотя и высылаю ему ежемесячно 10 рублей для улучшения его питания при таком его болезненном состоянии (геморроидальные кровотечения, отек ног и ревматизм), но я не служу, несмотря на все мои хлопоты, чтобы поступить на службу, и вынуждена продавать последние вещи, отказывая себе во всем для его поддержки. Кроме того, прошу походатайствовать о смягчении для него наказания, ввиду его болезненного состояния. Е. Н. Измайлова»[8].
И это только начало его трёхлетней голгофы. 22 февраля 1930 года протоиерей Василий Измайлов скончался в лагере.
[1] МЕВ 1899, № 19, С. 438
[2] МЕВ 1903, № 20, С. 381
[3] МЕВ 1905, № 14/15, С. 205
[4] ЦВ 1911, № 22, С. 208
[5] Измайлов Василий Васильевич // Древо. Открытая православная энциклопедия. – Электронный ресурс: https://drevo-info.ru/articles/12285.html#1
[6] ЦВ 1914, № 8, С. 56
[7] Измайлов Василий Васильевич // Древо. Открытая православная энциклопедия. – Электронный ресурс: https://drevo-info.ru/articles/12285.html#1
[8] Данное письмо храниться в ГАРФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 236. С. 140. Автограф. О чем узнаем с — https:// pkk.memo.ru/letters_pdf/000993.pdf
В 1927 года вместо о. Василия Измайлова в Слободу-Озерицкую прибыл другой священник — Евгений Говорский. Он прослужил в Свято-Покровской церкви всего лишь три года, после чего был арестован. Версия ареста священника была сформулирована стандартно, вполне в духе того времени. Его обвиняли в антисоветской деятельности, которая выражалась сопротивлению коллективизации. Между тем, жители Слободы с большой любовью относились к о. Евгению, и когда его арестовали, выступили на защиту священника, отправив несколько писем в НКВД БССР с просьбой освободить их настоятеля.
В одном из таких писем они свидетельствовали, что: «…Говорский Евгений Васильевич в бытность его священником на протяжении последних трех лет вел себя вполне добросовестно, ни в чем предосудительном замечен не был. За исполнение религиозных треб брал весьма мизерное вознаграждение, а у самых бедных вообще ничего не брал, выполняя для них все бесплатно…». Верующие просили освободить о. Евгения, но безрезультатно. Заседанием Особой Тройки ОГПУ от 11 января 1931 г. его приговорили к заключению в концлагерь сроком на три года. Дальнейшая судьба священника Евгения Говорского нам неизвестна.
После его ареста Свято-Покровская церковь в Слободе-Озерицкой была закрыта. На непродолжительное время она возобновила свою деятельность в период Великой Отечественной войны, когда ее настоятелем был назначен совсем молодой (лет 22-х) священник — о. Иоанн Слушко, из окончивших пастырские курсы, созданные в Минске архиепископом Филофеем (Нарко). Дальнейшее нам неизвестно.
P.S. В 1965 году колхозом имени Орджоникидзе совместно с Озерицко-Слободским сельсоветом здание Свято-Покровской церкви в деревне Слобода было разрушено. Материалы от разборки церкви использованы колхозом для хозяйственных построек в деревне Сосновая: конюшни, клуба, магазина и дома животновода. Внутреннее убранство сельсовет передал Заболотской церкви, оставив себе церковный сейф. Колокол сдан государству. Жилой дом священника был продан колхозом своему работнику Жешко Владимиру Константиновичу, ныне покойному. Сохранилась фотография Свято-Покровской церкви в д. Озерицкая Слобода. На этой фотографии изображён Иван Савицкий, который нёс послушание звонаря при храме. На заднем плане фотографии можно рассмотреть Свято-Покровскую церковь, которая (по воспоминаниям прихожан) была деревянная, голубого цвета, высокая и очень красивая. Рядом с церковью видна колокольня.
Настоятелем строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы до июля 2010 года являлся иерей Геннадий Петрашевич. С 14 июля 2010 года настоятелем прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Озерицкая Слобода Смолевичского р-на Минской области назначен священник Ясюкевич Иоанн Александрович.
Современная жизнь прихода.
Криптовый (нижний) храм святого праведного Филарета Милостивого прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы аг. Слобода Озерицко-Слободского с/с Смолевичского р-на Борисовской епархии открыт каждый будний день с 9:00 до 15:00, в воскресенья и дни церковных праздников с 8:00 до 15:00. Телефон храма: +3751776-3-74-97.
Богослужения постоянно совершаются по воскресеньям (8:30 – исповедь, 9:00 – Часы, 9.20 – Божественная литургия, молебен и панихида), в дни великих и двунадесятых праздников (накануне в 18.00 – Всенощное бдение и исповедь, в самый день в 8:30 – Исповедь, в 9:00 – Часы, в 9.20 – Божественная литургия и молебен). По предварительной договоренности в любой будний день могут быть отслужены панихида или молебен, совершены Таинства Церкви.
Каждую среду в 18.00 совершается молебен с акафистом и молитва о скорейшем завершении строительства храма, в Великий пост — молебен с покаянным каноном.
На приходе действует Воскресная школа для детей. Занятия проходят в нижнем Филарето-Милостивом храме каждое воскресенье в течение учебного года с 14.00 до 15.00. Занятия проводит педагог Татьяна Анатольевна Илимович: +37533-653-44-72.
При приходе работает библиотека, содержащая в себе православную периодику, источники и исследования, а также художественную и справочную литературу. Ответственная – Лариса Ивановна Василенок: +37544-486-63-64.